Среда, 17.01.2018, 13:49

Свято-Троицкий храм г.Мценска

Объявления
[05.04.2016][Внимание!]
10 и 17 апреля сразу после Божественной Литургии состоится таинство Соборования.
[17.02.2012][Внимание!]
Беседы перед Таинством Крещения проводятся еженедельно по субботам в 13:00. На беседы приглашаются крещаемые и их восприемники (крестные).
[25.03.2011][Внимание!]
Каждый вторник в 17:00 в библиотеке храма проводятся евангельские беседы.
Календарь
Авторизация

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Декабрь » 6 » В Орле прошли Четвертые областные Рождественские образовательные чтения
16:34
В Орле прошли Четвертые областные Рождественские образовательные чтения

Первохристианские общины на Руси и современность.

Доклад протоиерея Владимира Герченова на Рождественских чтениях Орловской митрополии.

   На Руси все началось задолго до славного великого 988 года. Давайте кратко вспомним историю и факты.

  Удивительно, но до наших дней, промыслительно сохранившись, дошли три древнейших документа святителя Фотия I, Патриарха Константинопольского — две гомилии (проповеди) 860 года (первая — в минуту смертельной опасности при нашествии «северных варваров» - наших князей Аскольда и Дира , а вскоре и вторая — во время всеобщей радости при их отступлении)  и Окружное послание Восточным патриаршим престолам (всеправославный уровень того времени!) 867 года о созыве Собора, где Фотий уже упоминает о добровольном крещении воинственных Русов, ещё недавно причинявших столько бед и напастей христианам.

   В июне 860 года в осажденном Русами Константинополе Патриарх Фотий и император Михаил III погружают в Босфор край Ризы Пречистой Богородицы, чудесная страшная гроза разбивает почти весь Аскольдов флот , русские войска отходят, взяв большой выкуп, (это конец июня), но уже в ноябре (!) в Константинополь возвращается русское посольство для заключения договора “любви и мира”, в котором одним из важнейших было положение о Крещении Киевской Руси и просили об этом — именно просили —  сами русские.

   И вот на рубеже  860-861 годов, до Болгарии, святые братья Кирилл и Мефодий уже зимуют в Херсоне, а с весны и до конца 861 года находятся и проповедуют в Киеве у Аскольда, в Крещении Николая, ранее лично повлияв на его выбор. Ведь и Аскольд, как впоследствии Владимир, был «просвещаем» и иудеями и магометанами.

   И уже именно тогда в списках епархий Константинопольского патриархата появляется Русская митрополия.

   Вот слова Патриарха Фотия из окружного послания 867 года: «И до такой степени возгорелись в них (русских) желание и ревность веры, что они приняли епископа и пастыря, и лобызают святыни христиан с великим усердием и ревностью».

   В Киеве Аскольд строит Соборный храм Пророка Илии. Появляется славянское Евангелие и славянское Богослужение. Чуть позже св.равноап. Ольга на могиле убитого Вещим Олегом Аскольда-Николая строит храм свт.Николая.

   Властный рюрикович Олег сам впервые в истории называет Киев «матерью городов русских», буквально переводя греческое слово и именно признавая тогдашнюю Русскую митрополию, хотя и не признавая лично само православие.

   Есть два похожих слова. Μητέρα – мать, πόλης — город. Или μήτρα — матрица. Матрица (matrix) с латинского — первопричина.

   В 944 году уже князь Игорь в утверждении нового мирного договора с Константинополем в подписях под ним на первое место ставит присягу «Руси Крещеной», присяга прошла в соборном храме пророка Илии, а на второе — клятву язычников Перуну на мечах, и, думается, не в угоду православному императору, а по факту уже сложившегося к тому времени приоритета.

   Потом были великие и славные святые Ольга и Владимир, и великий и славный 988-й год.

Но тема данной работы не исторический обзор. Вышеприведенный краткий экскурс не обходимо вводит нас в тему.

   Первыми христианами на Руси были люди серьёзные, люди передовые. Князья, воеводы и воины. Люди, прошедшие тысячи верст и миль, как сейчас говорят, - видавшие виды. Да, люди видящие, думающие, знающие. И верующие. До сих пор ведь говорят — на войне неверующих нет.

   Можно смело утверждать, что именно они и стали основой первохристианских общин на Руси, вернувшись с того памятного похода 860 года и лично просвещенные потом святыми братьями.

   Можно утверждать, что христианами становились и члены их семей и близкие по духу члены славянских языческих общин. И таковых было уже немало, раз всего через чуть более полсотни лет в договоре с самим императором именно Крещеной Руси, христианам отдается первенство при ещё немалой и сильной тогда языческой оппозиции, языческой сущности. 

   Надо заметить, что не все было гладко и «по маслу». Сопротивление язычества было сильным — особенно при Владимире в 978 году, когда он привел воевать Киев варяжских наемников и 11 июля «сел на столе отца своего» и впервые в истории были принесены человеческие жертвы. Тогда 12 июля погибли мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн.

   Потом было лето 983 года — весь славяно-германский мир содрогнулся от языческих волнений. Русь, Германия, Дания, Прибалтика — горели храмы, погибали мученики.

   Но продолжим нашу тему.

   Общинность на Руси — дело не новое.

   Много, очень много было совместного, общего — жизнь была общей. Но с Православием пришло важнейшее - осознание себя крещеным, царственным, священным народом Божиим.

   В Литургии свт. Василия Великого мы молимся, веками трепетно осознавая этот высочайший уровень: «отставив нас от прелести идольской, приведе в познание Тебе, истинного Бога и Отца, стяжав (собрав) нас себе люди избранны, царское священие, народ свят».

   Только такую веру, только такого Бога ждал весь мир, ждал и русский народ.

Народ, уже созревший к пониманию никчемности рабского выклянчивания и торгово-потребительского задабривания разных и за разное ответственных божков и богов, не имеющих главного - Света, светлого Духа, не имеющих Благодати.

(Не может душа Богозданного человека жить хлебом единым, а только это и «доступно» в язычестве.)

   Русь прозревшая увидела открытое Небо и сошедшего к ней Самого Христа. И сама поднялась на Это Святое Небо.

   Вспомним восторженный рассказ Владимирова   посольства - «не знаем, на земле были или на Небе».

   Именно такими были первые общины христиан на Руси — островками Неба на земле, где центром является Сам Христос и всё стремится к Нему. И дела-поступки-мысли, и устроение души, и состояние духа. Где люди едины со Христом и едины друг с другом во Христе.

   С тех пор много воды (и не только воды) пронес Днепр мимо берега Киевского, уже Волга, Дон, Яик-Урал и Амур услыхали малиновый звон, много повидала Русская земля и много пережила Русская Церковь.

   С тех пор и поныне, во все времена, да и во веки веков - Тот же Христос, Тот же Дух, те же «люди избранны, царское священие, народ свят».

   Совсем недавно мы всей Церковью изучали Послание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла  о важности воссоздания «общинного строя приходской жизни». Высший Церковный Совет определил тему жизни приходских общин как одну из важнейших для очередного Архиерейского Собора.

   И в этом Послании Русский Патриарх в первых строках говорит, что «важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви».

   В Церкви есть Полнота. т. е. Божественное состояние полной достаточности, правоты, независимости, вечной непоколебимости. В Полноте нет недостатков, нет ущербности, нет двойных стандартов.

   Недавно наша Церковь пережила тяжелый период гонений. Но Преемственность и Полнота не пострадали, хотя немного изменились традиции — например, редкое причащение, непричащение на Пасху, общая исповедь и т.п. Востребованные в условиях гонений и притеснений, - сегодня они становятся неактуальными именно в смысле Литургической общности прихода.

   В наше время надо учесть следующее. Особенно в литургической жизни.

 Участие в Евхаристии и причащение Тела и Крови Христа не является некоей наградой за благочестие, за положительную или уставную духовную жизнь, за подвиги, за принадлежность к православию.

   Причащение есть необходимое условие для нормальной правильной духовной жизни, ведь Сам Христос сказал - «если не будете есть плоти Сына человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе Жизни...» (Ин.6, 53)

   Все литургические молитвы как бы ведут общину, это собрание верных во Христе к самому важному событию — Причащению.

   Немощь человека нуждается в спасении, в Божией поддержке, в Божией крепости, в Божией Силе.

   Недаром наши канонизированные святые всегда, постоянно причащались и говорили о крайней необходимости этого. (И.Кроншт и мн. др..)

   Святость не означает безгрешность. Без греха только Бог.  Наши святые без притворства и нелицемерно называли себя грешными — приблизившись к Свету они именно так и видели, так и чувствовали.

   Только соединившийся со Христом человек уже во Христе, Божественной Силой противостоит греху, но - на пределе и собственных душевных сил и напряжений.

   Становится святым, войдя в святость Безгрешного Бога, - но осознает именно себя, своё эго, свою земную сущность грешной. Способной на грех. Склонной ко греху. И изо всех сил сохраняет это со-единение со Христом посредством устава, подвига,  искренним непрекращающимся покаянием, и, конечно, причащением.

   Мы - Церковь Святая, Церковь святых. Не каких-то неведомых нам современников, «иже в вертепах и пропастех земных» где-то подвизающихся. ( Которые где-то уж точно есть, не может же Церковь быть без святых? Но мы их не знаем, м.б., после смерти узнаем? Но где-то они точно есть.)

   Святая Церковь — это наша Церковь, наш уровень. Нам, теперь живущим в этом мире, - заповедан этот высочайший уровень Полноты, это наша высота, наша жизнь, наше Небо.

   Именно на этот уровень Божественная Литургия возводит участников этой Литургии, исповедающих и осознающих себя грешными и немощными.  Сокрушающихся, борющихся, серьёзных, внимательных и честных людей.

   Возводит к Себе верных христиан, граждан Неба. 

   Бог, вершитель Литургии. возводит к Себе со-вершающих  Литургию  «людей избранных, царское священство, народ святой»  и делает таковых причастными, причастниками Самому Себе, со-единяет с Самим Собой.

   Нам, современным христианам не менее, чем первым христианам, заповедано быть именно и только таковыми.

   Богатство возможностей Евхаристии, о котором говорит в упомянутом Послании наш Патриарх, недостижимо без учебы, без знания. Без по-знания.

    Приходская община должна быть образованной в полном смысле этого слова. Образованной и организованной.  Каждый участник Литургии не просто должен знать, что там сейчас в алтаре происходит, а и правильно переживать это, правильно  чувствовать, правильно участвовать в Литургии, со-вершать её.

    Сейчас крайне необходимы катехизаторские и литургические курсы, лекции, беседы. Необходимо не просто знание, а сакральное, священное живое познание.

   Нам сегодня крайне необходимо постоянно осознавать, что Церковь — это именно Евхаристическое Собрание, и пребывать, и участвовать, и жить в Церкви соответственно этому.

   Все это непременно послужит настоящему сплочению клира и членов приходских общин, настоящему Церковному состоянию в общении с Богом и друг с другом.

   Кратко, но особо  необходимо отметить отношение в современных общинах к тем, кто только переступил порог храма.

   К миссионерским трудам и обучению необходимо нам прибавить, а правильнее сказать наполнить, исполнить их благодатью, Духом.

   Миссия византийцев и у Аскольда и  у Владимира была прекрасна знанием и мудростью, но закреплена, утверждена, наполнена была благодатным вИдением Бога, благодатным познанием Бога, Его Промысла, Силы, Торжества.      

    Для Аскольда — это грозная, губительная, но чудесная буря, для Владимира - свидетельство послов о неземной благодати и собственное чудесное прозрение души.

   Нам сегодня недостаточно грамотно рассказать о Боге.

   Нам недостаточно знать о Боге. Нам надо знать Бога, познать. В сакральном евангельском смысле: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, истинного Бога» (Ин.17.). А не «знают о Тебе»...  (Например, люди живут всю жизнь вместе и вдруг говорят друг другу: «я тебя совсем не знаю...» - и это так и есть, - обычная история... Да, мало знать о ком-то, важно познать.)

   Человек, вошедший в храм, уже призван. Душой своей человек уже услышал Вечный зов.

   Сердце человека уже что-то почувствовало, что-то в нем, своем сердце, человек уже увидел и, - пришел. Пришел к Тому, Кто позвал. К Богу. В Храм. Этот храм сейчас открыт именно для этого человека.

   Там, в храме, этого человека встречает Тот, Кто позвал — Сам Христос. Встречает таким, каков человек есть.

   Как и две тысячи лет назад, когда Сам пришел на встречу к обычным людям - таким, какие они есть.

   Как и тысячу лет тому открыл Себя нашим предкам — таким, какими они были.

   Человек, вошедший в храм, никого пока не видит и не слышит кроме чего-то непонятного, но хорошего, неведомого, но уже желанного. Ни нас он не видит, ни правила, ни брюки-юбки, - ничего.

   Только чувствует эту искорку Христову, «глас хлада тонка»...

   И куда в храме надо сначала приложиться и куда потом — человеку пока не важно...

   Нам ни в коем случае нельзя таковых остепенять, обрабатывать, загонять в рамки. Ни в коем случае нельзя становиться между. Нельзя возникать внезапно эдакой законнической преградой между пришедшим человеком и Тем, к Кому он пришел, и сразу требовать выполнения каких-то очень правильных и важных условий.

   Надо просто помочь. Забыть все свое и остаться только с этим человеком и со Христом. Помочь человеку встретиться со Христом и вовремя отойти в сторону, не заслонять собой эту Встречу. Но быть как бы рядом, недалеко, чтобы при необходимости снова помочь.

   Мы должны быть для этого человека первыми носителями и проводниками Божественной благодати, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет», и, исходя из этого, подбирать и нужные слова и испытывать нужные чувства. - Чувства Христа, по апостолу Павлу:  «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил.2. 5.)

   Чтобы человек, пришедший в Дом к Богу увидел в Его Доме именно Его и узнал Его там везде. И в нас,  и в наших глазах, и в пении, и в убранстве, и в одежде и во всём и во всех, что и кто в этом Доме.

   Только все должно быть по-настоящему. Это не сыграешь. Этим надо жить...

   Мы должны буквально показать человеку Того, к Кому он пришел. Самого Христа. Это очень ответственно.

   Современность у нас хорошая, живая, неравнодушная. Русь возрождается. Мы помним наших предшественников, мы любим их, мы хотим быть такими же светлыми и верными, как они.

    С нами Бог! Разумейте, народы! Мы , современные, - да пребудем в Его Святой Церкви, в Его Святости, в Его Царствии во веки веков. Аминь.

   

Протоиерей Владимир Герченов. 29 октября 2014 г., г. Мценск.

 

Просмотров: 365 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]