Воскресенье, 25.02.2018, 06:16

Свято-Троицкий храм г.Мценска

Объявления
[05.04.2016][Внимание!]
10 и 17 апреля сразу после Божественной Литургии состоится таинство Соборования.
[17.02.2012][Внимание!]
Беседы перед Таинством Крещения проводятся еженедельно по субботам в 13:00. На беседы приглашаются крещаемые и их восприемники (крестные).
[25.03.2011][Внимание!]
Каждый вторник в 17:00 в библиотеке храма проводятся евангельские беседы.
Календарь
Авторизация

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Май » 23 » Научно-практическая конференция «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ХРИСТИАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ:ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
08:43
Научно-практическая конференция «ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ХРИСТИАНСКИЙ ПАТРИОТИЗМ:ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

      21 мая 2014 г. в Орловском государственном университете состоялись XI Образовательные чтения, посвященные памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника), посвящённые в этом году 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

     Выбор тематики научно-практической конференции «Преподобный Сергий Радонежский и христианский патриотизм: история и современность» был обусловлен особой значимостью патриотического воспитания молодежи в условиях современного мира. В этой связи особое внимание было уделено осмыслению подлинного смысла понятия «патриотизм» на примере жизни преподобного Сергия и знакомству слушателей с уже имеющимся опытом работы по патриотическому воспитанию молодежи в духе ценностей христианской традиции.

  С приветственным словом от Орловско-Ливенской епархии к организаторам и участникам конференции обратился благочинный Мценского округа протоирей Владимир Герченов, в котором передал присутствующим благословение Высокопреосвященнейшего Антония, Архиепископа Орловского и Ливенского и подчеркнул значимость и актуальность данной темы в современных условиях.

В работе конференции принимали участие педагоги и учащиеся общеобразовательных школ г. Орла, представители духовенства Орловско-Ливенской епархии, научно-педагогического сообщества Орловского государственного университета и Академии ФСО России.

На пленарном заседании был заслушан ряд докладов, с разных сторон освещавших проблематику конференции. В частности, рассматривалось место и роль преподобного Сергия в истории Церкви и Русского государства (Петрунин В.В., Ливцов В.А.), выявлялись потенциальные возможности православного богословия, способствующие созданию прочного фундамента патриотического воспитания (Человенко Т.Г., Кочергин И.Г.), наконец, на примере русской литературы и иконописи (Комова М.А., Антонова М.В.), а также современной приходской жизни показывались механизмы их реализации (прот. В. Герченов).

Воспитание христианского патриотизма в условиях современного прихода

(прот. В. Герченов, благочинный Мценского округа)

   Вступая  в тему, как обычно хочется определиться в определениях и терминах, т.к. современное понимание стародавних значений  зачастую разнится с их изначальным смыслом.

   Вот что говорит словарь  - «Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа

   В древних общинах христиан, в подавляющем  большинстве своем подвергавшихся жестоким гонениям с единственной  целью полного их уничтожения, видимо, не могло быть ни единого повода чувствовать себя в современном понимании  патриотами.

   Походило время – целые столетия, гонения прекратились, христианство стало основой жизни многих империй, многих государств, - даже можно сказать – их образующей и управляющей идеологией. Как здесь не вспомнить киевские возы с провизией  и предметами первой необходимости – святой князь Владимир, распустив с немалым пособием почти тысячный гарем, не только отменил налоги, но сам стал по-христиански обеспечивать своих неимущих и малоимущих подданных всем необходимым – по Киеву ездили нагруженные повозки и возницы зазывали народ подходить и брать кому что на потребу.

   Проходило время – ещё столетия и столетия – и идеологические перегибы, базирующиеся на т.н. христианской основе, - выдавали, вбрасывали в историю планеты то крестоносцев, то инквизицию, то юдофобию, то вообще неприятие любого инакомыслия.

  И к веку 21-му все стало понятно  – и патриотизм, а тем более христианский патриотизм, - и, например, как противоположность, - нацизм (он же фашизм)– все стало, наконец, очевидным и легко определяемым.

   Различие простое – нацизм ненавидит и стремится уничтожить все другое кроме себя самого, своих ценностей.

   Патриотизм же по хорошему (не горделиво и высокомерно, а с достоинством и благодарностью) ценит свое состояние, свое достояние, готов с любовью приобщить к этому достоянию кого угодно, готов наделить тем, что имеет, весь мир, независимо от взглядов этого мира, от религиозной составляющей, социальной и т.п. – просто потому, что не может иначе. Просто потому, что не может не любить, не может не накормить, не может не одеть, не может пройти мимо кого угодно нуждающегося в заботе.

   Христианин – патриот не отечества земного, а Отечества Небесного – живя по законам этого Небесного Отечества христианин легко т.с. «вписывается» в законы любого государства и, безусловно, стоит далеко-далеко выше любых самых «хороших» законов в нравственном, гражданском и политическом смысле.

   В условиях современного православного прихода мне видится необходимость как раз такого – максимального понимания патриотизма, в смысле принадлежности, причастности Небесному Отечеству. Видится необходимость Максимального соответствия приходской общины такому высокому стандарту. Подтверждается это вырождением западных приспособленцев и упростителей от христианства – сведших в конце концов евангелие к обычному внешнему социальному служению, позволяя одновременно внутри церковной и приходской жизни вопиющие пороки в нравственной сфере – всякое однополое, разноцветное и свободное.

  Вернемся к нам.  Современной воскресной школе на приходе уже недостает быть только образовательной площадкой с  определенным набором дисциплин – ещё несколько лет назад такие школы были востребованным и необходимым своеобразным ликбезом для детей и взрослых – давался базовый курс для массового просвещения новоначальных. Теперь  нужна полнообъемная  многоуровневая система духовно-нравственного воспитания, направленная на качественное понимание евангелия и одновременно выходящая далеко за пределы приходских аудиторий.

   Рассмотрим конкретный опыт – в городе Мценске. В середине 90-х годов на базе воскресной школы при Савято-Троицком храме был образован миссионерский центр. Вышла в свет первая в епархии газета. В двух главных библиотеках стали проводиться регулярные встречи с горожанами (надо отметить, что это происходит до сих пор – только на смену газете пришел приходской сайт). И само собой разумеется, что постоянно действовала и действует воскресная школа для детей и взрослых и отдельно катехизаторские курсы-беседы для новообращенных христиан. Вот пример – кто в аудитории вспомнит, как его оглашали? Как читали над ним специальные молитвы, как он отрекался от сатаны и сочетался Христу и осмысленно, осознанно сам лично читал символ веры? Например, в Троицком приходе это делается в воскресенье перед Литургией. Вступающий в чин оглашаемых человек стоит перед амвоном и перед всей общиной отрекается сатаны и покланяется Христу и исповедает символ веры.

   Но уважаемые коллеги прекрасно понимают – преподать курс и выпустить с дипломом -  одно, а аспирант, и потом – преподаватель, и потом  долго-долго жить вместе и вместе работать на кафедре  –  совсем-совсем другое…

   Обычный современный прихожанин, будем подразумевать – подготовленный прихожанин, не новичок, особенно в рамках отдельного прихода, а в малых городах это особо заметно, - не то что аспирант. Корифей! Во Мценске подкованные пресловутые бабушки такой вопрос иногда зададут на тему, например,  послания Павлова к евреям , – молодые священники тактично и вежливо откладывают ответ на следующее занятие.

   Приходская жизнь – это именно жизнь. Не, извините, рассусоливание  глубоких академических понятий в течение 10-20 лет об одном и том же тем же людям, - а динамичное последовательное совместное делание.  Духовная жизнь.  Именно жизнь. Не от службы до службы по воскресеньям. Здрасьте-досвиданья. А Как семейная жизнь, жизнь коллектива, жизнь соседей по даче, жизнь в казарме на 2-ярусных койках 200 человек в одном зале… Жизнь общим интересом, общей целью, общим старанием. Даже Литургия переводится – общее дело.

   Видя современное Отечество стемящимся к христианским евангельским ценностям, современный христианин и сознательно, и подсознательно идентифицирует себя вместе с таковым Отечеством, как частью , земной частью, от мира сего частью, - но Отечеством, соответствующим   евангельским ценностям. По крайней мере – не препятствующим, не мешающим ,  не навязывающим ему – христианину явное отступление от Христа, предательство или  лукавое какое-нибудь соглашательство.

   Даже службу в вооруженных силах в таком нормальном современном приходе парни воспринимают не как обузу или неприятную, простите,  обязаловку, а как нормальное, логически необходимое, жизненно важное событие – веху, рубеж, важнейший опыт, как необходимую среднюю школу, например, как необходимую автошколу.

   И, по словарю, - стремление защищать интересы Родины, не препятствующей христианину  исповедовать свою веру, в идеале Родины, стремящейся к евангельским ценностям, становится для христианина нормой.

   Напомню идеологам т.н. христианского пацифизма и сторонникам ложного принципа не брать в руки оружие о многих и многих  христианах мучениках-воинах первых веков, добросовестно воевавших в армиях императоров-язычников за интересы совсем не христианских империй. Св. вмч. Георгий Победоносец, св. вмч. Севастиан, - командиры полков по-современному, 40 мучеников на оз. Севан – севастийских, и мн. мн. других. И о том, что Иоанн Креститель не говорил воинам, приходящим к нему креститься зарыть меч в землю – он только призывал их не участвовать в коррупционных схемах.

   В нормальном современном приходе виден как бы срез современного общества – и по возрастным и по социальным категориям. В общине есть все – как в социуме, как в обществе вне прихода. Как в любом вашем подъезде. И младенцы, и подростки, и молодежь и т.д.

   За исключением, конечно, совсем уж асоциальных личностей. Но – в современном патриотическом приходе и они не забыты – в Троицком приходе Мценска  почти 20 лет действует бесплатная столовая для бездомных и малоимущих. Ежедневно полноценный горячий обед. Зимой приходят до 40 человек. Ну и одеждой снабжаются всесезонно.

   В нормальном современном приходе нашлось, наконец, место для нормального настоящего казачества.  Я, родовой донской казак по происхождению своему, (Нижний Дон, хутор Пухляковский) за 20 лет в нашем регионе насмотрелся всякого – кто только не пытался «возрождать»…

    И ряженые, и ненормальные – кого только не было…  Для справки замечу, что человек, не являющийся православным христианином, - казаком быть не может. В принципе.  Важно – не заявляющий о своей принадлежности православию, а – являющийся. Живущий так. Так думающий. Так ответственный за свои дела.

   И вот в последние несколько лет именно такие и стали быть. Время ряженых прошло – они, конечно, еще бродят где-то неподалеку, обрастая погонами и орденами, но только не в нормальном приходе. Их становится все меньше, история динозавров.

   В современном нормальном патриотичном приходе собираются настоящие мужчины-казаки, причащаются, живут приходской жизнью. И казаки не только родовые, наследные. Серьезные люди, прошедшие немало в этой жизни, вступают в казачество, дают начало новым казачьим родам. Там и погоны серьёзные и ордена боевые. Вот, например, недавно мы с Мценским атаманом в обычный будний день поздно вечером устроили тревогу – приехали к нашему Троицкому храму, постреляли для шума, и дали боевую  вводную вестовым – нападение на храм. Через 15 минут более 20 человек прибыли в полной готовности.

   Каждое воскресенье казаки в форме - в храме, – немного – то 2, то 10 человек, но весь приход этим живет  и это видит, – это не раз в месяц и не раз в год – это каждое воскресенье. Это приходская жизнь.  Дядьки в форме казачьей с лампасами к причастию подходят. И на службе к мальчишкам приходским (вспомним про срез общества) с братским целованием  подходят как к равным. Это сильно.

   Можно еще много говорить о разных формах патриотизма – есть в приходе братство сщмч. Кукши – мужчины прихода объединены в таковое – любая бабушка приходская знает, что и яблони ей обрежут, и забор починят, и -  крышу.

  Сестричество – в горбольнице просто ходят мыть полы в палатах самых тяжелых.  Спрашивают – чего это вы?   Да ничего. Мы – христиане. Мы по другому не можем. По другому не хотим.  - Ага! Вы нам о Боге будете рассказывать!  – Нет, просто полы помоем. А спросите – расскажем.

  Вот и весь патриотизм – когда в приходе каждый человек – это человек. И для прихожанина – любой человек вне прихода  – человек. Божье дитя. Которого Сам Бог любит безмерно и во всей Силе. Независимо – бомж он или сектант или брат родной.  Когда в приходе всем до всего и до всех дело есть.  Когда не только воспитывается, а и живется так, что никто не может пройти мимо.

  Бог никогда не проходит мимо. Бог никогда не отворачивается от человека. Только человек может сам отвернуться от Бога. Только человек может отвернуться от человека и пройти мимо чьего-то горя.

   Я дерзну перевести с греческого слово патриотизм не как общепринятое либерально -безликое «верность Отечеству», а – как «верность Отцу» , «принадлежность Отцу» соответствие, со-бытность Отцу – именно этот корень виден и по смыслу грамматическому  и по духовному смыслу.

   Церковь и Её верная ячейка – обычный приход как раз и учит, и воспитывает человека  таким вот патриотом – верным Отцу. По заповеди Христовой – Будьте совершенны, как Отец ваш совершен есть. По образу и подобию. Как и задумано. Не меньше.

Информационный отдел Мценского благочиния.


 





 





 





 






 






 

Просмотров: 634 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]