Вторник, 21.11.2017, 11:03

Свято-Троицкий храм г.Мценска

Объявления
[05.04.2016][Внимание!]
10 и 17 апреля сразу после Божественной Литургии состоится таинство Соборования.
[17.02.2012][Внимание!]
Беседы перед Таинством Крещения проводятся еженедельно по субботам в 13:00. На беседы приглашаются крещаемые и их восприемники (крестные).
[25.03.2011][Внимание!]
Каждый вторник в 17:00 в библиотеке храма проводятся евангельские беседы.
Календарь
Авторизация

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2011 » Март » 30 » Интервью с Михаилом Никитиным
13:40
Интервью с Михаилом Никитиным

Интервью с художником-иконописцем, который расписывает наш храм, Михаилом Никитиным.

Невозможно представить Православную церковь без обилия старинных и современных иконописных образов. Икона является неотъемлемой частью православной традиции. Рождается человек или умирает, отправляется в дальний путь или начинает какое-либо дело — его жизнь сопровождает священный образ, икона.
Образ появился в христианском искусстве изначально, но формирование иконы шло вместе со становлением литургии и догматики. Не случайно догмат иконопочитания был принят на Седьмом Вселенском соборе (в 787 г.), венчавшем великую эпоху Вселенских соборов, и утвержден в 843 г. победой иконопочитания. И с тех пор отмечается праздник Торжества Православия, потому что икона стала утверждением самого принципа ортодоксии, а иконописцы стали, как бы провозвестниками Божественного послания людям.

-Здравствуйте, Михаил.

-Добрый день.

-Как вы стали иконописцем, был ли какой-то внутренний посыл? Почему иконопись?

-Когда я пришел к вере, тогда я задал себе вопрос, что я могу сделать в вере, быв в тот момент светским художником. И я решил, что на церковной ниве могу  с Божией помощью  заниматься иконописью.

- Расскажите как получается икона, какой она проделывает путь от липовой доски.?

 - Готовится липовая доска, желательно сухая, выбирается  выемка в середине (т.н. ковчег), вставляются шпонки сзади, чтобы ее не вело. Затем ткань клеится, потом наносится левкас – мел с клеем, а дальше рисунок, золото и работа идет в красках. Как я читал у Флоренского, здесь участвуют все миры - и животный, который дает животный клей, входящий в состав левкаса и растительный – дерево для доски и минеральный мир – мел, а человек все это берет и делает икону – окно в тот горний мир (горний – мир духовный).

- А как готовятся стены для росписи храма?

- На стену наносится шпатлевка, затирается, затем окрашивается. Стена должна чувствоваться монолитом,  чтобы было ощущение, что это материальный, неоформленный человеком мир. Как бы даже не хаос, а просто белая стена, ничего не значащая, а вот не ней потом выявляется горний мир.

- Дар иконописца это Божий дар?

- Божий дар.

- Пытались ли вы копировать знаменитого иконописца Андрея Рублева?

- Да. Но я понял со временем, и общаясь с другими иконописцами, что у каждого выявляется свой стиль, почерк, особенности видения цвета, рисунка. Иначе, если ты просто стараешься срисовать один в один, то выходит голая схема без духовного наполнения.

Об иконописи и ее стилях.

- Какой стиль в иконописи вам ближе всего?

- Мне нравится московская школа и северные стили. Это век 15-16.. Потому что там сложные цветовые оттенки, изящный цвет.

-Есть еще византийский стиль, дионисиевский стиль…

-Нет, византийский стиль весь разный. Византия она же разная. Разное время, разные места. Например, Сербия, монастырь Грачаница, 12 век или Салоники, Греция, 14 век. Везде по-разному сделана форма, иной фон, лики, даже складки одежды иные, а стиль один и тот же. А Дионисий это также часть византийского мира, он включен в одно большое византийское искусство. Но для нас он конечно абсолютно русский.

У него конечно другое видение цвета, формы и всего остального. У нас все нежнее и более цветне, больше графики. Это именно из-за их местности, яркое солнце, резкие тени потому и живопись соответствующая.

-То есть можно сказать, что школа иконописная отражает природу?

- И природу, и дух народа. У нас же великолепные закаты, на них, кстати, чаще всего цветовая гамма и выстраивается.

- Для вас, как художника, ближе стиль московский. Однако вы не просто копируете этот стиль, но что-то свое в него привносите?

- Да, естественно. Потому что мы живем в наше время, и все эти года лежат на нас грузом. Стиль то один и тот же церковный, византийский, дионисиевский, но его надо донести до наших людей.

- Современный натурализм, классицизм в иконописи, когда икона похожа на портрет или фотографию, как к этому относиться?

Это ложь. Не лик, а лицо. Какой-то дедушка или женщина, лицо же никто не видел апостолов, пророков и т.д. А иконопись символична, пишется лик, а не лицо. Появился этот стиль в 19 веке и никакого отношения к византийскому стилю он не имеет.

-Доходили ли до вас информация, о ваших иконах, может быть мироточить некоторые из них начинали?

-Было такое и несколько раз. Но я это к себе никак не отношу. Я икону написал, а дольше идет отдельная жизнь этой иконы.

-Есть такое явление, как обновление икон. В нашем храме иконы обновлялись.

-Я видел также. Это чудо, я его объяснить не могу, поскольку сам занимаюсь немного реставрацией и знаю, что снять олифу очень сложно, и вдруг она снимается сама. Даже если икону протереть маслом, икона сначала светлеет немного, но потом  еще больше темнеет.

- Написание иконы или роспись храма достаточно тяжело физически, но непросто и духовно. Что вам помогает?

- Я себя иконописцем  еще не считаю, это слишком высокое звание, я слишком мирской человек. Эта живопись, с помощью которой я иду к Богу, она мне необходима для спасения моей души. Это уже образ моей жизни, стиль моей жизни. И он все больше и больше заполняет меня.

Когда я только начал этим заниматься, чтобы в этот мир войти я много читал,  и через это делалось спасение моей души. Если духовная музыка, то это знаменный распев, он очень схож с этим стилем иконописи (дионисиевским). И архитектура, дальше история Церкви и это все больше и больше стало меня наполнять, а мирское, современное, сиюминутное стало вытесняться из меня и становилось мне больше и больше неинтересно.  Потом к этому где-то и отвращение появилось.

-Есть ли у вас ученики?

-Нет. У меня была мысль организовать братство, чтобы вместе заниматься иконописью, вместе идти и вместе спасаться. Но учиться надо не один год, а сейчас учиться никто не хочет, все хотят без усилий заработать. Но так не бывает.

О росписи нашего храма.

-Решение по стилю росписи храма, по композиции вы принимали вместе с нашим настоятелем?

-Да, обязательно все обсуждается вместе с настоятелем, смотрим древние образцы,  делается эскиз росписи.

-Композиция Страшного Суда очень интересная. Обычно изображают котлы, нечистую силу, сковородки и т.д.  Здесь ничего этого нет.

- Да. Мы с отцом Владимиром решили отразить самую главную суть. У нас Важен сам момент Страшного Суда. В небе явление Христа, 12 апостолов рядом, ангелы сворачивают небеса и здесь же люди. Отражено их отношение к Богу, одни стремятся к Нему, а другим Он не нужен, потому что они не смогли в течении жизни искорку любви ко Господу в себе возгреть.

- Справа и слева как бы продолжение композиции. Справа лестница..

- Это уже относится к нашему времени, нашему дню. Человек восходит на небо и там его встречает Спаситель.  Ангел в конце человека венчает венцом и, конечно, помогает. Здесь мы еще хотели написать нечистую силу, которая мешает человеку восходить к Богу, но так получилось, что по-композиции она не вошла. Отец Владимир мне сказал, что лучше, чтобы ее здесь не было, так оно промыслительно и вышло.

Показано, что кто-то сорвался, но нам даны сила воли и разум, чтоб восходить и не падать.

- Слева расскажите, что изображено?

- Это рай, в котором находятся Авраам, Исаак, Иаков и благоразумный разбойник. Апостол Петр вводит в райские обители дущи  людей и всех благословляет Бог Отец

- Почему перед каноном, где молятся об усопших, изображен воскресший Господь?

- Если Христос не воскрес, тщетна и вера наша (1Кор.15:17). Вся она строится на воскресении Спасителя. Чтобы люди, которые скорбят, смотрели на Господа и получали утешение. Я сейчас только работал над этим изображением и думал, что по сути смерти нет, ведь Он нашу смерть победил и восстал.  И мы, если  будем следовать за Ним, восстанем.

Здесь же души, которые за гробом, восстают и радуются и идут за Ним. Ну, а мы здесь стоим и смотрим, молимся, что вот оно все, вот наша вера и наше утешение. Это выполнено в древнерусском стиле, я попытался доходчиво сделать для современного человека.

- На стенах (слева от входа) изображены пророки, а затем будут апостолы, что это символизирует?

- Единство Церкви. Что новозаветная Церковь вышла из ветхозаветной. Это замечательная мысль о. Владимира. Все эти сюжеты венчаются Воскресением Христовым.

- Что изображено в алтаре?

- На боковых стенах учителя и отцы Церкви, литургисты. Те святые, которые составляли молитвы литургические, они помогают священнослужителям

 На задней стене изображены архангелы Михаил и Гавриил, символизирующие духовную силу и небесную стражу алтаря и храма.

-. Епископ Иероним, когда совершал в нашем храме Божественную Литургию, был очень удивлен и, можно сказать, потрясен композицией росписи алтаря. 

- На своде алтаря изображена Троица, занимающая доминирующее положение. Кроме нее изображены Серафимы и голубой свод неба, чтобы ничего не отвлекало от главного.

Ну, алтарь особенный… А тут все особенное, я  сам  это чувствую. Интересно, когда наблюдаешь уже сделанное, такое чувство, что это и не я сделал, а оно здесь и было.

-Как вы считаете, получилась целостность росписи храма нашего.

-Да, я бы даже сказал, что даже лучше получилось, чем я ожидал. Я сам сейчас еще работаю над росписями и где-то любуюсь, где-то открытие для себя делаю – как интересно выходит. Ощущение, что открывается горний мир, что-то огромное.

Об отдыхе, творчестве и молитве

-Как вы отдыхаете?

-Я люблю созерцать. В лес люблю выходить. Люблю Орловское Полесье, в Крыму несколько мест есть моих любимых. По музеям могу походить в Москве или в Питере, что-то в себя впитать. Но я заметил, когда последний раз был, западное искусство мне совсем перестало нравиться. Иду и думаю – не то, ложь и фальшь. Только большое искусство еще смотрится, Рембрандт например.

Все это не то  рядом с церковной живописью, где свет, и за этим стоит Дух, Господь. Тем более эту живопись создали люди духовные, которые любили, общались с горним миром и смогли в этих формах его выразить, в этих цветах.

-Как вы относитесь к авангарду в современном искусстве - экспрессионизму, кубизму, и так далее?

Раньше я сам отдал много этому. Особенно сюрреализму. И шло все это у меня, и выходило неплохо. А сейчас я к этому отношусь резко отрицательно. Это шизоидное искусство, некоторое оккультное, странное вообще. Чаще всего, особенно импрессионизм никакого смысла не несет. Вот нарисовал зеленой краской пятно – я вижу сад, а я не вижу.

Это смена вектора в искусстве. Были дилетанты никому не известные и никому не нужные, которых раскрутили специально, дабы исказить в людях сознание гармонии и настоящего искусства.

- Как вы относитесь к творчеству Врубеля?

Раньше мне нравился, а сейчас я вижу демонизм в его творчестве, сплошь и рядом и в манере письма даже. Он ведь в конце жизни сошел с ума. А когда перед смертью у него были минуты просветления, он говорил, -  это мне наказание, за то, что я недостойно рисовал.

- Кто из мировых художников вам нравится?

- Суриков, Рембрандт, Левитан. Еще есть, но отдельные вещи.

- Сейчас много споров идет, на каком языке молиться. Как вы считаете, утреннее и вечернее правило на каком языке читать? Или своими словами молиться?

- Я читаю по-молитвеннику и мне многое ясно, что там написано. Потом это ведь не просто так, ты читаешь-читаешь и открываешь для себя новую глубину. Не возбраняется ведь прочесть по молитвослову, а потом своими словами обратиться к Богу. И надо своими словами. Но зачастую не знаешь, о чем тебе спрашивать, чего просить, а в молитвах написано о чем, и в каком русле течь дальше.

-Вы часто бываете в нашем храме на Божественной Литургии. Как вы относитесь к тому, что молитвы на Литургии читаются вслух. Мешает это или помогает?

- Мне нравится, здорово. Это наполняет смыслом Литургию. Все выстраивается в лестницу, ступенька за ступенькой.

Нравится, когда Евангелие и Апостол читается на церковнославянском, а затем на русском и какое-то объяснение чтения. Это заостряет внимание.

-Что бы вы хотели пожелать прихожанам нашего храма?

- Единения в Истине. Чтобы не было раздоров, потому что через них враг действует. Всем вместе идти в любви и истине по дороге спасения.

- Спасибо Вам за интервью.

Просмотров: 1206 | Добавил: admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Замечательная беседа-интервью, спасибо.
Благодарна за великолепно поданный материал о росписи храма, о настрое, о пути человека, исполнившего росписи и, что очень важно, о совместно с настоятелем храме выбранных сюжетах.Искала этот материал, очень рада, что нашла.Росписи очень хороши. Единственный раз пока удалось увидеть храм.Ощущение света, благодати, гармонии, ощущение неба, горнего мира, которое вызывают росписи,наполняет душу радостью, теплом,вдохновляет.Низкий поклон создателям чудесной красоты, настоятелю храма,и Михаилу-художнику. Очень хочется обратиться с несколькими вопросами к настоятелю храма, и к Михаилу. Где и как это можно сделать. Буду очень благодарна за ответ.С уважением, Ольга.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]