Суббота, 24.02.2018, 10:54

Свято-Троицкий храм г.Мценска

Объявления
[05.04.2016][Внимание!]
10 и 17 апреля сразу после Божественной Литургии состоится таинство Соборования.
[17.02.2012][Внимание!]
Беседы перед Таинством Крещения проводятся еженедельно по субботам в 13:00. На беседы приглашаются крещаемые и их восприемники (крестные).
[25.03.2011][Внимание!]
Каждый вторник в 17:00 в библиотеке храма проводятся евангельские беседы.
Календарь
Авторизация

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Январь » 23 » III ежегодные епархиальные рождественские чтения
10:56
III ежегодные епархиальные рождественские чтения

Доклад руководителя епархиального отдела по взаимодействию с казачеством прот. Владимира Герченова на III-х епархиальных рождественских чтениях.

Духовно-нравственное состояние казачьей молодежи и пути её церковного воспитания в Орловской епархии.



         Начать надо с того, что именно казачьей молодежи в нажей маленькой епархии почти нет. Исторически до расказачивания у нас почти не было стабильного станичного проживания казаков - стояли несколько расквартированных сменных сотен по рубежам.
Но Божиим Промыслом случилось так, что ныне на территории епархии проживает несколько сотен родовых казаков , какое-то количество потомственных казаков и растет число казаков т.с. новообращенных.
 Я намеренно разделяю эти три категории.
         Казаки родовые как правило состоят в основе нескольких казачьих обществ на Орловщине, казаки родовые не просто ощущают себя казаками где-то в подсознании, а живут и действуют соответственно, потомственные - ещё помнящие отголоски родной крови - уважительно или неуважительнно к этому присматриваются со стороны, совершенно никак не участвуя; новообращенные - проникшиеся идеей, духом, силой традиций - и принятые в казачьи общества, стараются со всем неофитским рвением соответствовать уровню казаков родовых, традиционных.
       Здесь есть проблема.
 У казаков, родившихся и выросших в местах исконных всё в порядке в плане сохранения и исполнения традиций - т.с. по умолчанию - полное или частичное казачье воспитание само собой разумеется.
  У нас же даже взрослые дядьки, даже атаманы (в шутку говоря даже самых "чистых кровей") многие ни Дона ни Кубани и в глаза не видели, а ежели и видели, то только с моста в Ростове и Краснодаре проезжая на юг, а не то что выросли и знакомы и блюдут традиции.

 Что же касается традиции церковной, духовной, то здесь ситуация ещё более пестрая - идентифицируя себя как казака, как принадлежность этноса, (память предков, лампасы, папаха, шашка, ногайка да крестик нательный) гордясь даже этим, - даже декларируя веру православную, человек зачастую ни малейшего понятия не имеет об истинном внутреннем состоянии христианина и казака.
       Сделаю небольшое отступление. Сгущу краски. В своей практике не раз замечал, что прекрасный, добрый, отзывчивый, уважаемый человек искренне удивляется и недоумевает, что, например, блуд - это грех.
Для взрослого человека, который всю жизнь провел вне Церкви, - это бывает искренне непонятно.
 Это для нас с вами, - православных по жизни, по умолчанию многое понятно и говорим мы на одном языке и одни у нас критерии оценок и категории отношений соответственно внутреннего нравственного духовного уровня и понятия.
 А для многих людей - непонятно. Человеку такому говоришь напрямую, что блуд - это грех, - и он в ступор впадает. 
       Но. Современный человек, которого привлекло что-то в казачестве, будь то родовой казак по происхождению или кто иной, - в нашем регионе, повторюсь, - это всё равно, все на равном нулевом уровне в смысле казачьего воспитания и традиций, - всё же необычный человек.
 Необычный, - потому что его - привлекло. Ёкнуло что-то внутри. Отозвалось. Зазвучало, завибрировало, разбудило наконец. Тот вчерашний нормальный, отзывчивый, добрый обычный человек вдруг увидев нечто такое вдруг начинает чувствовать, что душа его, что что-то внутри него начинает к этому увиденному, почувствованному, - стремиться, тянуться, торопиться даже.
        И вот он приходит. Приходит в казачье общество.

 Здесь важно сделать ещё одно отступление.

  Именно общество. Как вот говорят про семью, что семья - малая церковь. И это факт. Казачье общество - тоже церковь. Не просто отряд, не какой-то там взвод. Не какое-то воинское подразделение.
  А именно - церковь. Общество, община именно в этом сакральном смысле общности, общего со Христом. Лавой на врага не просто сотня летит как слаженное подразделение, а во Христе братья, не просто опытные солдаты-воины, а друг другу родные люди. Братья.
Никакие не товарищи, не друзья, а много более того - именно братья. Особые тут отношения.
       И очень важно духовникам казачьих обществ, атаманам и казакам т.с. со стажем, проникнуться этим пониманием и этим духом, чтобы такой неофит, этот новопришедший, этот пробудившийся, такой заново рожденный человек тоже именно этим проникся. Духовное, нравственное состояние таким должно быть, чтобы все понимали это священное братство. Когда люди по крови неродные становятся роднее родных по крови Христовой, приобщившись, причастившись Ей.
       Говорят казак - воин Христов. Важно понять - не воин , воюющий за Христа, на стороне Христа - смешно даже - никакие воины и войны не нужны Тому, Кто всемогущ и легионами ангелов ведает.
    Казак - воин Христов. Воюющий в первую очередь с самим собой. С врагом в самом себе. Чтобы победив себя, свои внутренние страсти, препоны, - соединиться со Христом, стать Христовым. Верным воином Христовым. Воином, принадлежащим, приобщившимся, причастившимся Самому Христу, ставшим частью Христа - членом Его Тела, Его Церкви, Его Общества, Его общения. А потом уже , во вторую очередь, - быть опытным солдатом, защитником святынь, Отечества и чести. Быть честным достойным тружеником, мужем, отцом, гражданином, человеком. Христианин по другому и не может. Казак по другому не может. Другое для него – позор, безчестие.

    В нашей епархии стоит отметить положительный опыт городов Мценска, Ливен, Кром и Новосиля в этом плане. Молодежь казачья не просто носит форму, занимается спортом, рукопашным боем и т.п. – а ещё и непременно проходит т.с. духовное поприще – все более регулярными становятся беседы со священником, участие казачат в православных лагерях и церковных мероприятиях.

   Вот в американских школах есть интересный опыт – чтобы образ полицейского человека был не пугающим и отрицательным, а, наоборот, привычным и позитивным на всю жизнь, с самых первых дней обучения дети-малыши постоянно видят рядом дядю или тетю в форме – веселого, отзывчивого, понимающего, помогающего и т.п. Подсознательно формируется образ такой надежности, стабильности, мощного тыла, в любой момент возможности обратиться за помощью и получить эту помощь. Что, кстати, и реализуется в этом государстве – при всей противоречивости и разности их общества полиция там – один из незыблемых неприкосновенных институтов, заслуженно пользующийся доверием и обладающий неподкупным авторитетом.

  А у нас считаю крайне важным, и в нашей епархии это уже в некоторых местах есть и приносит плоды, - присутствие казаков в храмах на богослужениях не только в Рождество и Пасху, а и во все, подчеркну - все воскресные дни, регулярное причащение казаков, когда прихожане уже привычно и почтительно пропускают вперед к чаше серьезных людей в форме, а в наших малых городах не просто каких-то людей, а братьев, которых все прекрасно знают – очень важный как раз такой момент молчаливого и плодотворного воздействия на окружающих.

Я считаю очень важным, крайне необходимым, когда молодые прихожане, когда дети воскресной школы на приходе это видят. И к ним на урок или просто поздровкаться приходит не какой-то экзотический дядька с лампасами два раза в год, а прекрасно знакомый человек, уже давно в подсознании занимающий авторитетное доверительное место. Каждое воскресенье.

Понимая Божественную Литургию как центр, основу, смысл приходской и вообще внутренней жизни христианина особо подчеркиваю необходимость участия казаков в ней, Литургии. Но как практик знаю – торопиться не надо. Это по команде не делается. Может быть не один год пройдет, пока человек – отважный, честный, искренний казак созреет. Пока с помощью уже познанного в душе Бога переборет самого себя и сможет соединиться с Ним.

Очень трогательным было в этом году во Мценске общехуторское говение перед Рождеством, когда многие молодые казаки впервые причащались, а атаман и казаки постарше показали в этом достойный пример. Не передать словами мои чувства, когда во дворе храма уже построение хуторское перед службой, я уже слово братьям-казакам сказал, иду в храм на повечерие, а двое в очереди на исповедь стоят. Вот оно – возрождение. Надеюсь, видят это наши славные предки и радуются за нас, не подводим мы их, не срамим память светлую.

Очень важным считаю осознание молодым человеком, подростком собственной значимости, собственной принадлежности к сообществу людей серьёзных, людей уважаемых, взрослых, успешных, сильных, смелых. Когда молодого казака призывают на воинскую службу и утром на отправку к военкомату приходят все свободные казаки в форме и священники – это сильная проповедь для окружающих, а для казака-призывника сильнейшее напутствие и доверие.  Когда в часть к казаку приезжают атаман с казаками проведать, когда дембельский поезд встречают кроме матери с отцом священник, атаман и казаки, когда все с перрона едут в храм на молебен, то уж такой молодой казак, переживший в сердце своем эту неизмеримую причастность к священному братству и сам непременно сохранит верность ему и другим поведает.

Конечно, всего этого пока мало. Но это есть. Это действует.

На одной из видеоконференций при президентском совете один из войсковых атаманов сказал – казаком нельзя стать – казаком надо родиться. Я тогда подумал – ну как же, ведь и чернокожих в казаки верстают. Потом уж, глубже копнув-подумав, понял – прав атаман.

Иисус сказал Никодиму: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3.3)

Казаком надо родиться. Казаком надо быть. Жизнью своей прославить Бога, послужив Ему, и ближнему своему, и Отечеству.

Слава Богу, - мы казаки! За Веру, Казачество и Отечество!

                                                   Информационный отдел Свято-Троицкого храма.

Просмотров: 714 | Добавил: admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]